Ново-Волковское кладбище
Наше ритуальное агентство может взять на себя полностью все заботы по организации прощания с близким человеком
Мы избавим Вас от очередей, бюрократических хлопот, длительного ожидания, грамотно проконсультируем и поможем сориентироваться во всех вопросах о способе погребения, месте захоронения, подсчитать стоимость затрат, чтобы Вы могли распланировать бюджет. В компетенцию наших сотрудников входит оформление всех документов: в морге, ЗАГСе, на кладбище, доставка вещей, одежды в морг накануне дня похорон, организация отпевания, поиск подходящего места для поминальной трапезы, транспортные заботы. Иными словами, ритуальные услуги в Санкт-Петербурге мы выполняем в полном объеме.
Адрес кладбища: | СПб., ул. Салова, 80 | |
Координаты кладбища: | 59.880463, 30.361205 | |
Район города: | Фрунзенский | |
Время работы: | октябрь — апрель: 9-17 май — сентябрь: 9-18 |
Нововолковское кладбище состоит из двух частей. Первая стала местом упокоения множества жителей нашего города, многие из которых проживали во Фрунзенском районе. Вторая часть - крупнейшее мусульманское кладбище Санкт-Петербурга.
По свидетельствам историков мусульмане населяли Петербург с самого его основания. Известно, что часть работ по обустройству Петропавловской крепости была произведена татарами. Неподалёку от Петропавловки, в районе нынешнего Кронверского проспекта, располагалась Татарская слобода. По неподтверждённым свидетельствам первое мусульманское кладбище было на Выборгской стороне, и было ликвидировано в связи с ростом города. Тогда у мусульман возникла необходимость получить место для нового кладбища. Прошение об устройстве такового было подано в 1798 году императору Павлу I, однако удовлетворено оно не было. Кладбище мусульманам было выделено много позже, в 1827 году императором Николаем I. Таким образом, именно Ново-волковское кладбище считается первым мусульманским в Санкт-Петербурге.
Территория была куплена мусульманами у деревенских жителей. Те охотно её продали, поскольку земля была непригодна ни для посевов, ни для сенокоса. Вероятно, место это было выбрано не случайно: кладбище здесь было и раньше: во времена русско-турецкой войны 1768—1774 гг., во время правления царицы Екатерины II, здесь хоронили пленных турок.
В исламе существуют два основных направления: суннизм и шиизм. Татары были суннитами. Сначала появилось татарское кладбище. Однако татары, сунниты, испытывали неприязнь к персам, шиитам, не желая видеть их могил на одной земле со своими. Поэтому персы ходатайствовали о выделении им отдельного участка. В1843 году он был выделен, но в обиходе оба кладбища по-прежнему именовали «татарским».
Изначально на Татарском кладбище планировалось хоронить высокопоставленных мусульман военных чинов, но позже стали хоронить и простых мусульман. Многие могилы были вовсе без памятников, никакого учёта не велось. О том, кто и где похоронен, знал только кладбищенский сторож. Происходило это, вероятно, по нескольким причинам. Во-первых, мусульманские традиционные похороны отличаются от христианских: тело предают земле непосредственно в день смерти, либо, если человек умер вечером, на следующее утро. Хоронят мусульмане без гробов, завернув покойного в саван. Брать плату за мусульманское погребение не считается возможным. Во-вторых, кладбище было бедным. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на требование закона огораживать кладбища заборами, тогдашний имам, высокопоставленное духовное лицо, в ведении которого кладбище находилось, не смог построить забор даже по прошествии трёх лет с момента открытия по причине отсутствия средств. Самые старые исторические захоронения относятся к середине 19 века. Это могилы персидского купца Ака Мухаммад Хаджи (ум. 1843) и Ака Мирза Садык (ум. 1844).
Эпидемия холеры в 1831 холера унесла множество жизней. На кладбище стали производиться массовые захоронения горожан, не имеющих отношение к исламу. Во время эпидемии здесь были похоронены многие известные в те времена люди: учёные, музыканты, придворные, деятели искусства. Например, создатель Павловского парка Пьетро Гонзаго, похоронен в 1831 году. На холерном участке была построена деревянная православная часовня, которая сгорела и не была восстановлена, хотя попытки и были.
В 1858 севернее холерного кладбища появилось магометанское. Оно единственное сохранило и до наших дней этническую целостность. На всех остальных участках со временем мусульманские захоронения смешались с прочими.
Через некоторое время на этом кладбище появился участок, где хоронили умерших без церковного покаяния, чаще, самоубийц. А во время русско-турецкой кампании (1877-1878) здесь хоронили умерших из Николаевского госпиталя, из низших чинов, тех, кому не хватило места на Православном Волковском кладбище.
Так кладбище действовало до 1871 года, после чего его закрыли. Но в годы Великой Отечественной Войны захоронения возобновились. Здесь находится братская могила умерших в блокаду ленинградцев. Выкопать что-либо в промёрзлой земле было невозможно. Сапёры закладывали взрывчатку, и в образовавшиеся траншеи складывали трупы, иногда в несколько слоёв. После чего их засыпали землёй, могилу прокатывали тяжёлой техникой и сверху выкладывали новый слой трупов. Это были и бойцы Ленинградского фронта и горожане.
Таким образом, собственно мусульманская часть кладбища, между рекой Волковкой и Волковским проспектом, совсем невелика. Большую часть территории занимают послевоенные захоронения. Здесь похоронены многие высокие военачальники, герои Советского Союза. В районе ул.Салова есть братская могила военных моряков и братская могила героев-железнодорожников, погибших в попытке предотвратить столкновение поездов, в их честь воздвигнута стела. В этом же районе кладбища похоронены многие деятели культуры и научной интеллигенции: автор первой книги о Дороге жизни, военный корреспондент, Ариф Сафаров (1912—1973); физик-оптик, доктор наук, Борис Ермаков (1934 – 1992); врач, профессор педиатрического институра, Юрий Котиков (1897—1979), театральный и киноактёр, Евгений Полосин (1912—1972).
В 1964 году из-за роста города кладбище было закрыто для массовых захоронений. Однако и сейчас Ново-Волковское кладбище сохраняет статус действующего. В наши дни здесь хоронят как по православному обряду, так и по мусульманскому.
Кладбище расположено на территории 32,6 га.
Тип захоронений:
На кладбище осуществляются захоронения в родственные могилы или в родственную ограду на свободное местоИмеются подготовленные участки, как для захоронения гроба, так и для урн с прахом, а также колумбарная стена, мусульманские участки.